Что еще, кроме
"Карточного домика".
10 лучших телесериалов о политике
Государство
и телесериальная революция
Начало легального распространения телесериалов через Интернет открыло для них совершенно новую эпоху, а новые постановочные подходы быстро сделали телевизионное кино не менее престижным, чем классический кинематограф. Выросшие из коммерческого телевизионного мыла жанры телеромана (и даже телеэпопеи, если вспомнить "Игру Престолов") развились в полноценный культурный продукт, который пользуется одновременнно и массовым спросом, и благосклонностью интеллектуальной критики.

Сейчас трудно сказать, долго ли продлится этот новый расцвет. Медиатехнологии меняются быстро, так же быстро появляются и внедряются инновации, которые могут решительно изменить любой аспект этой индустрии.

Но еще до наступления новой эры продюсерские компании с изумлением обнаружили, что их целевая аудитория изменилась. Оказалось, что новый зритель больше не считает себя неприхотливым потребителем "мыла". Популярность интеллектуального "Доктора Хауса", стремительно мыслящий герой "Побега из тюрьмы" и взлетевшая на тех же крыльях "Теория лжи" предвосхитили феноменальный успех "Шерлока". Даже создатели ситкомов перестали считать, что чрезмерный интеллект отчуждает зрителя от персонажа, и воплотили этот подход в "Теории большого взрыва".

А более умный зритель требует более сложных психологических и сценарных решений. И точно так же, как переход от в основном эфирного телевещания к преимущественно кабельному сделал необязательными множество привычных для топовых телесериалов ограничений (например, запрет на реалистичный показ сцен насилия), так и появление интернет-дистрибуции открыло для создателей телекино сразу несколько новых степеней свободы.

4 марта 2016 года выходит четвертый сезон "Карточного домика" - сериала, который можно считать одним из самых наглядных успешных результатов этого нового подхода. С момента выхода первого сезона в 2013 году сериал стал настоящей сенсацией, а за прошедшие с тех пор три года приобрел культовый статус. Никогда еще политическая реальность современных Соединенных Штатов не появлялась на экране в таких реалистичных ракурсах...
"Карточный домик" - это горький и честный взгляд на власть и коррупцию.
Джоан Остроу
Телеобозреватель газеты Denver Post

1
"Карточный домик"
("House of Cards", 2013 - )
Своей популярностью сериал во многом обязан потрясающему актерскому дуэту Кевина Спейси и Робин Райт (она играет жену Андервуда - Клэр).
Спейси также стал исполнительным продюсером "Карточного домика", а Робин Райт поставила несколько серий как режиссер.
Действие сериала разворачивается в современном Вашингтоне, однако все посты в Белом Доме, вплоть до президента, занимают вымышленные персонажи, а мировая политика лишь в самых общих чертах и только в некоторых деталях совпадает с реальностью. В этом сериал следует давней традиции политической драмы и, в какой-то степени, "альтернативной истории". Тем не менее, создатель сериала Бо Уиллимон, продюсер и режиссер Дэвид Финчер и сценаристы определенно стараются подчеркивать параллели вымышленного сюжета с актуальными политическими событиями, а иногда даже приглашают политических активистов сыграть в сериале самих себя (как это произошло, например, с Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной из группы "Pussy Riot" в третьем сезоне).

Главный герой сериала - конгрессмен Фрэнк Андервуд (Кевин Спейси), член Демократической партии и лидер парламентского большинства. Его жена Клэр (Робин Райт) руководит крупной неправительственной организацией "Clean Water Initiative". Начальный толчок сюжету дает амбициозное желание Фрэнка занять высокий пост в администрации нового президента Гаррета Уолкера - за помощь на выборах ему был обещан портфель Государственного секретаря. Однако Уолкер отказывается от своего обещания и просит Фрэнка по-прежнему руководить Конгрессом. Оставаясь внешне лояльным к президенту и поддерживая с ним дружеские отношения, Андервуд начинает сложнейшую политическую интригу, которая должна в несколько этапов уничтожить все препятствия на его пути к вершинам власти.

Характерной чертой постановки стали периодические обращения героя Кевина Спейси напрямую к зрителю - он дает язвительные и циничные комментарии событиям и своим поступкам, часто афористичные. Почти сразу Фрэнк Андервуд раскрывается для зрителя как человек жестокий и беспринципный, но при этом крайне интересный - с каждым новым поворотом сюжета у зрителя остается возможность гадать, насколько изощренным и парадоксальным окажется следующее его решение. Клэр Андервуд, полностью поддерживая амбиции своего мужа и его сложную интригу, в то же время ведет собственную политическую игру, и ее интересы периодически вступают в конфликт с намерениями и действиями Фрэнка…

"Карточный домик" практически сразу приобрел статус культового сериала, во многом благодаря сценарию, авторы которого отказались от привычных для телевидения недомолвок и упрощений, и великолепным актерским работам Кевина Спейси и Робин Райт.

Сериал выходит ежегодными сезонами, по 13 эпизодов в каждом (на начало 2016 года доступны 39 эпизодов). Четвертый сезон "Карточного домика" доступен для просмотра на Netflix с 4 марта 2016 года.
Близость к власти порождает у некоторых иллюзию, что эта близость и есть власть.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик, президент США
Выход "Карточного домика" подогрел интерес к телесериалам о политике и политиках.
Мы решили составить собственный рекомендационный список таких сериалов,
уделив внимание как новейшим премьерам, так и бесспорной классике жанра.

2
"Западное крыло"
("The West Wing", 1999-2006)
Едва ли "Карточный домик" был бы возможен, если бы в истории американского телевидения не было "Западного крыла" - традиционного по форме, но отличного по реализации драматического сериала о жизни офиса президента США (в западном крыле Белого Дома размещается Овальный кабинет). Инициатором, продюсером и основным сценаристом проекта был Аарон Соркин, который оказал грандиозное влияние на развитие жанра теледрамы (а в 2010 году получил "Оскар" за сценарий фильма "Социальная сеть").

Обитатели "Западного крыла" для некоторых фанатов сериала и сейчас остаются более "реальной" администрацией США,
чем настоящие хозяева Белого Дома
Действие сериала разворачивается в политически "альтернативной" Америке, где республиканцы проиграли выборы (в реальности они их выиграли) и к власти пришла администрация президента Джеда Бартлета (его играет Мартин Шин). Основным движущим мотивом сюжета становится способность (она же в определенных обстоятельствах неспособность) президента и его администрации принимать ключевые решения в постоянно возникающих кризисных ситуациях, вырабатывать и воплощать в жизнь политические стратегии и при этом поддерживать баланс интересов различных сил. Впрочем, одними разговорами в сериале той эпохи дело ограничиться не могло, так что вскоре в сюжете возникают террористы, происходит покушение на президента - и, как говорится, понеслось. При этом создателям "Западного крыла" как-то удалось удержаться от соблазна и не перевести проект в жанр политического триллера - держится он в основном на политической интриге, ярких диалогах и поверхностной, но вполне "по-сериальному" достоверной психологии.

Президент Бартлет готов взглянуть в глаза очередной мировой проблеме
От сезона к сезону у Бартлета и его администрации появлялись все новые и новые вызовы - помимо очевидной необходимости переизбраться на очередной сезон, он активно боролся с международным терроризмом (в третьем сезоне была серия об атаке на Всемирный Торговый Центр 11 сентября), геноцидом в Африке, пытался урегулировать противостояния на Ближнем Востоке, на российско-китайской границе - и так далее. Попутно ему много приходилось заниматься собственным здоровьем (рейтинги "Скорой помощи" в те времена держались достаточно высоко и исключать из политики тему здравоохранения было как минимум недальновидно).

"Западное крыло" принесло его создателям два "Золотых глобуса" и 26 премий "Эмми". И, хотя сериал был закрыт в 2006 году после 7 сезона (всего было выпущено в эфир 156 эпизодов), в виртуальном мире он продолжает существовать - скажем, в твиттере есть "официальные" аккаунты большинства его популярных персонажей, которые комментируют политические события как "альтернативного" мира сериала, так и мира реального.
Считаете меня лицемером? Вижу, что считаете. Не стану вас разубеждать. Путь к вершинам власти вымощен лицемерием и невинными жертвами, но раскаянием - никогда.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик, президент США

3
"Карточный домик"
("House of Cards", 1990)
Такого "Карточного домика" наш зритель, скорее всего, еще не видел
Формально новый "Карточный домик" - римейк одноименного телесериала, который транслировался по BBC в 1990 году. Британский сериал был небольшой (четыре часовых эпизода) экранизацией романа писателя и политика Майкла Доббса, председателя штаба Консервативной партии в эпоху правительства Маргарет Тэтчер.

Сюжет британского сериала развивается в совершенно ином времени, иных реалиях и, по понятным причинам, мало похож на гораздо более жесткий сюжет американского римейка. Тем не менее, в новом сериале некоторые важные мотивы старого были достаточно бережно сохранены.

Главный герой старого "Карточного домика" - депутат Палаты общин британского парламента от правящей Консервативной партии Фрэнк Урхарт (роль исполнял Иэн Ричардсон). После того, как Маргарет Тэтчер уходит с поста премьер-министра и председателя партии, Урхарт начинает рискованную политическую игру для того, чтобы повысить свой статус в партии и Палате общин. С ведома своей супруги он заводит интрижку с журналисткой, через которую организовывает утечки в прессу полезной для реализации его планов информации. Благодаря таким манипуляциям и прямому шантажу некоторых партийных функционеров, он добивается того, что лидер консервативного большинства с треском проигрывает парламентские дебаты и теряет возможность претендовать на пост премьер-министра. Остается сделать так, чтобы открывшуюся вакансию не заняли конкуренты.

По мнению критиков, образ Фрэнка Урхарта был вдохновлен шекспировскими Ричардом Третьим и Макбетом (к слову, роль Ричарда Третьего была одной из самых известных театральных работ Иэна Ричардсона).

Сериал пользовался в Британии большой популярностью, которая дала повод выпустить два его телевизионных продолжения - "Зайти с короля" ("To Play a King", 1993) и "Окончательный вариант" ("Final Cut", 1996). С учетом продолжений, политическая биография Фрэнка Урхарта заняла 12 серий и оказалась гораздо длиннее, чем в романе Доббса (в финале книги автор своего героя убил).

Семейные ценности. Этим лозунгом можно держать на цепи большинство политиков. Когда вы расслабитесь со шлюхами и я вас застукаю - как жестоко вы будете страдать, и все из-за этого лицемерия.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик, президент США

4
"Да, господин министр"
("Yes Minister", 1980-1984)
Так кто же на самом деле важнее для Британии - министр или два его секретаря?
Мало какой сериал о политике может соперничать по известности с британским сатирическим ситкомом "Да, господин министр", три сезона которого транслировались по BBC в начале 1980-х. Одноименный сборник беллетризованных сценариев Джонатана Линна и Энтони Джея даже был издан в СССР в 1989 году, хотя сам сериал советским телевидением не показывался. В 2004 году зрительское голосование поставило "Да, господин министр" на шестое место в списке лучших британских ситкомов всех времен.

Сериал посвящен карьере достопочтенного члена Палаты Общин Джима Хэкера (его роль играет Пол Эддингтон), который после очередного послевыборного дележа министерских портфелей внезапно для себя стал руководителем Министерства административных дел (в реальности такого министерства нет, но в сериале оно функционирует не менее успешно, чем другие министерства, якобы существующие на самом деле). До этого Джим Хэкер был издателем и редактором газеты "Реформ" и много времени провел в парламентской оппозиции - то есть, был совершенно не подготовлен жизнью к новому столь ответственному посту. Кроме того, у него весьма среднее (по уровню и качеству) образование, а годы политической борьбы так и не выявили в нем скрытых запасов интеллекта и он легко поддается чужому влиянию.

Партнерами Хэкера в министерстве становятся постоянный секретарь сэр Хамфри Эпплби (роль исполняет Найджел Хоторн; следует отметить, что в Британии постоянные секретари назначаются королевой и не меняются при смене министра) и личный секретарь министра сэр Бернард Вули (актер Дерек Фоулдс). Мало того, что оба секретаря имеют дворянское достоинство, а министр его не имеет, так сэр Хамфри еще и выпускник Оксфорда (еще один повод для Хэкера чувствовать себя уязвленным). Кроме того, быстро обнаруживается, что у министра и его аппарата совершенно разные задачи: достопочтенный Хэкер намерен всеми средствами проводить партийную линию, а сэр Хамфри должен блюсти государственные интересы. Это противоречие выглядит неразрешимым, но лишь поначалу - постепенно административный опыт секретаря и жажда эффектной деятельности министра приходят к нестойкому компромиссу и иногда (не слишком часто) даже позволяют добиться условной общественной пользы.

Успех сериала вызвал к жизни продолжение "Да, господин премьер-министр" (1986-1988), в котором Джим Хэкер, не способный справиться даже с министерством административных дел, в результате чужих межпартийных интриг и сговора чиновников становится премьер-министром правительства Её Величества. Этот сериал добавил к первоначальной 21 серии 16 новых.

Впоследствии в Португалии и Индии выходили национальные римейки этого сериала, а в Дании, Канаде и некоторых других странах были поставлены собственные сатирические телепроекты, которые в той или иной степени копировали подход "Да, господин министр". В 2010 году по мотивам сериала в Британии был поставлен театральный спектакль, а в 2013 году на волне его успеха была предпринята попытка возобновить сериал с новым актерским составом, но проект оказался недостаточно хорош и вскоре был закрыт.
Как это прекрасно - работать с человеком, который сразу вскакивает на дареного коня, вместо того, чтобы смотреть ему в зубы.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик, президент США

5
"Правительство"
("Borgen", 2010-2013)
Психологическая драма и политическая интрига?
"Правительство" постоянно удерживает баланс между первым и вторым.
Название этого датского сериала точнее было бы перевести как "Замок" - так называют Кристианбургский дворец в Копенгагене, где находятся датский парламент, офис премьер-министра и Верховный суд. Идея сериала восходит к знаменитой философско-психологической теледраме "Убийство", значительная часть сюжета которой была связана с выборами мэра Копенгагена и наглядно показывала влияние политики на жизнь общества. Студия DR1, которая продюсировала "Убийство", решила использовать хорошо принятую аудиторией подачу и сделать телевизионную драму целиком на материале датской политики.

Сюжет "Правительства" оказался в какой-то степени пророческим: основным посылом сериала стало предположение, что пост премьер-министра Даннии может занять женщина, представляющая левоцентристскую умеренную партию. Вскоре после выхода первого сезона сериала в Дании действительно пришло к власти правительство, возглавляемое Хелле Торнинг-Шмитт, а левоцентристы значительно усилили позиции в парламенте.

В сериале премьер-министром становится честная и чуждая интригам Биргитта Нюборг (актриса Сидсе Бабетт Кнудсен), которая очень скоро сталкивается с необходимостью освоить прежде чуждые ей подковерные практики борьбы для достижения политического результата. Ненадежность союзников, распад коалиций, предательство ближайших друзей - все это неизбежная часть реальности, в которую вынужден погрузиться действующий крупный политик. Для Нюборг ситуация осложняется еще и тем, что в ее семейной жизни нарастает кризис, а вовлеченность в политику не дает возможности его вовремя распознать и найти достойные варианты его разрешения.

Еще одной интересной чертой сериала является демонстрация огромной роли, которую в демократической стране играет независимая пресса - эта тема неизбежно возникает почти во всех сериалах о современной политике, но "Правительство" уделяет современным масс-медиа очень большое внимание, и не уходит ни от темы журналистской коррупции, ни от темы предпринимаемых политиками через прессу рискованных манипуляций с общественным мнением.

"Правительство" продержалось в эфире три сезона по 10 эпизодов каждый и ныне считается одной из самых вдумчивых попыток раскрыть для зрителя не всегда очевидные механизмы современной демократии.
Участие в публичных дебатах - то немногое, в чем европейский политик не вправе себе отказать.
Люблю эту женщину. Люблю сильнее, чем акула любит вкус крови.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик, президент США

6
"Оккупированные"
("Okkupert", 2015 - )
Задача Еспера Берга - удержать ситуацию от сползания в войну. Беда только в том, что его стремление к миру входит в расчет оккупантов...
Сериал о гибридной войне должен быть особенно близок украинскому зрителю. Одну из самых жестких телевизионных драм последнего времени сняли в Норвегии, которая пока остается среди самых экономически и политически благополучных стран Европы. Но ощущение хрупкости этого благополучия, судя по сериалу "Оккупированные", нервирует норвежцев довольно сильно. Еще больше их нервирует общая граница с Россией, амбиции которой становятся все более опасны для соседей.

Итак, в недалеком будущем к власти в Норвегии приходит правительство "зеленых" под руководством Йеспера Берга (его играет Хенрик Местад). Расклад в мировой политике к этому моменту становится крайне неприятным: война на Ближнем Востоке срезала добычу нефти в регионе, США после очередных выборов занялись внутренними делами, проблемами собственной энергетической независимости и настолько отстранились от дел внешних, что даже вышли из НАТО. Если не считать Россию, Норвегия осталась для Евросоюза чуть ли не единственным надежным поставщиком нефти. Однако саму Норвегию преследуют климатические катастрофы, вызванные глобальным потеплением. Именно они и приводят к власти "зеленых", которые ставят перед страной задачу перевести энергетику на экологически чистые источники, использование которых не будут разогревать атмосферу.

Сериал начинается с того, что эту задачу правительство Берга решило: премьер запускает крупнейший безопасный ядерный реактор на тории, который вырабатывает столько энергии, что позволяет Норвегии полностью прекратить добычу углеводородов на шельфе. Евросоюз, однако, не готов прямо сейчас отказаться от норвежской нефти, и намерен выторговать у Берга решение продолжать поставки. После того, как Берг отказывается, Евросоюз заключает тайную сделку с Россией, фактически разменивая суверенитет Норвегии на обещание РФ возобновить добычу и поставку в Европу норвежской нефти.

Сюжет закручивается с похищения Йеспера Берга спецназом ГРУ и предъявления ему ультиматума: он или соглашается с требованиями Евросоюза, выполнение которых в Норвегии будет контролировать Россия, или РФ начинает полномасштабное военное вторжение, сопротивляться которому без поддержки союзников Норвегия заведомо не в состоянии. Берг, в надежде предотвратить большое кровопролитие, условия ультиматума принимает. Однако дальнейшие события показывают, что Россия расценила его стремление к миру как проявление слабости - причем слабости не только Норвегии, но и Евросоюза. Попытка уклониться от войны фактически сделала ее неизбежной.

Посол Сидорова (Ингеборга Дапкунайте) - возможно, аллюзия на Александру Коллонтай, которая была первым послом СССР в Норвегии.
В сериале нет выдающихся актерских работ (посол России Сидорова в исполнении Ингеборги Дапкунайте тоже не исключение, к сожалению), но поставлен он превосходно, а сценарий поначалу просто великолепен (хотя к концу первого сезона это впечатление, увы, слабеет). Драма разворачивается в нескольких направлениях, причем некоторые из них сюжетно решены очень жестко и бескомпромиссно. Никаких иллюзий относительно "Европа нам поможет" - наоборот, Европа и США готовы в любой момент продать бывшего сюзника с потрохами. Никакого преувеличения патриотических настроений - норвежцы размякли на нефтяном благополучии и в подавляющем большинстве не готовы умирать за свою страну. Никакого магического преимущества демократических ценностей - под давлением российского авторитаризма они сминаются в лепешку.

Остается опираться только на то, что, как казалось, осталось в далеком нецивилизованном прошлом - готовность умирать, готовность убивать и готовность ради победы жертвовать тем, что вчера было для тебя дороже всего на свете.

10 серий первого сезона "Оккупированных" вышли в октябре 2015 года, второй сезон ожидается осенью 2016 года.

Охотник должен преследовать добычу, пока та не начнет преследовать его.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик, президент США

7
"Государственный секретарь"
("Madam Secretary", 2014 - )
Кризис за кризисом, конфликт за конфликтом... И разрешать их приходится без поддержки тех, на кого предполагалось опереться.
Должность "Государственного секретаря" в администрации США соответствует посту министра иностранных дел в других странах. В Соединенных Штатах до начала XX века держалась традиция, согласно которой действующий президент не имел права покидать терииторию страны, поэтому все внешние сношения ложились на плечи госсекретаря - и именно он, таким образом, олицетворял Америку за ее пределами. Традиция давно отжила свое, но разделение "сфер влияния" политическая система сохранила.

Снова перед зрителем, как и в "Западном крыле", вымышленная администрация вымышленного президента, снова дейстиве происходит на фоне узнаваемых обстоятельств современной мировой политики. Действующий госсекретарь погибает в авиационной катастрофе, и на его место президент Конрад Далтон приглашает бывшего аналитика ЦРУ Элизабет Маккорд (ее играет стильная Теа Леони - ее отдаленное сходство с Хиллари Клинтон дало основание критикам назвать первый сезон 22-серийным предвыборным роликом). На прежней работе Элизабет прославилась умением "рвать шаблон", эффективно мыслить и действовать вопреки сложившимся стереотипам. Именно это ее качество и оказывается необходимым для разруливания осложнений, которые одолевают мировую политику.

Очередной кризис не заставляет себя ждать - в Сирии захвачены заложники, и стратегическое решение об их освобождении становится первым испытанием для Маккорд. При этом главным ее противником оказываются не террористы, а руководство администрации Президента, которое намерено любыми средствами дискредитировать нового Госсекретаря. А вскоре у Маккорд возникает подозрение, что гибель ее предшественника, возможно, вовсе не была случайной...

Сериал был разработан Барбарой Холл, одним из сопродюсеров отличного шпионского триллера "Родина". "Изюминкой" ее нового проекта стали эпизодические появления на экране американских политиков в роли самих себя - например, в одной из серий снялась "предшественница" Теа Леони на посту Госсекретаря США Мадлен Олбрайт.

"Госсекретарь" (22 эпизода в первом сезоне) был хорошо принят публикой, которая сейчас имеет удовольствие смотреть его второй сезон - сюжет которого, кстати, имеет самое прямое отношение к войне на востоке Украины. Госпожа госсекретарь настолько озабочена отношениями с Россией, что ради предотвращения войны готова расчленить Украину и поддержать отправку спецназа для поимки "правых радикалов" и их выдачу РФ. Образ украинских политиков в нескольких эпизодах второго сезона безжалостно развеивает многие иллюзии относительно того, как американская телепублика к этой войне относится, а Украина представлена в сериале как источник головной боли для администрации США и поле для противостояния с Кремлем.
В политике так: или ты ешь младенцев, или ты сам младенец.
Фрэнк Андервуд
Президент США

8
"Таннер-88"
("Tanner '88")
С такой стороны президентские выборы вы еще не видели!
Оригинальный телевизионный проект великого режиссера Роберта Олтмена "Таннер-88" был снят как "mockumentary" (псевдо-документальный репортаж) о праймериз Демократической партии перед президентскими выборами 1988 года. Конгрессмен от штата Мичиган Джек Таннер (актер Майкл Мерфи) включается в предвыборную гонку в надежде стать кандидатом от демократов на пост президента и участвует во вполне реальных партийных предвыборных мероприятиях. Для пущей документальности он периодически пересекается в кадре с настоящими политиками, а попутно раскрывает политическую кухню Америки конца 1980-х. Противниками Таннера становятся до поры до времени не подозревавшие о его существовании Джесси Джексон (первый в истории США чернокожий кандидат в президенты) и губернатор штата Массачуссетс Майкл Дукакис (который в итоге и проиграл выборы 1988 года Джорджу Бушу-старшему). Их политическим программам Таннер решительно противопоставил лозунг "For Real!" (применительно к обстоятельствам, его можно перевести как "В натуре!") и совершенно безбашенную команду консультантов и политтехнологов, которые не стеснялись рассказывать на камеру о своих любимых профессиональных приемчиках. Кроме того, у Таннера был собственный "теневой кабинет", некоторые лица из которого зрителям были смутно знакомы - например, кандидата на пост директора департамента внутренних дел изображал Роберт Рэдфорд, а послом во Франции соглашался стать сатирик Арт Бухвальд.

Реальность постоянно подкидывала съемочной группе новые идеи и сюжетные ходы, так что комедийный сценарий, написанный Гарри Трудо, часто оказывался менее забавным, чем действительность. Кроме того, хорошо известно, что для настоящего псевдо-документального фильма нет ничего лучше, чем жизненное "нарочно не придумаешь". В итоге, по словам создателей проекта, примерно треть сериала была снята навскидку и без подготовки, как и положено истинной документалистике.

11 серий "Таннера-88" были показаны по телевидению незадолго до финального голосования 1988 года и с тех пор мало-помалу накопили культовую репутацию. Даже сам Олтмен говорил, что считает "Таннера" своим "самым творчески интересным проектом".
Иногда лучший способ заслужить уважение вышестоящих - дать им понять, что вы ими пренебрегаете.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик, президент США

9
"Абсолютная власть"
("Absolute Power", 2003 - 2005)
Где политики, там и политтехнологи; где политтехнологи, там и пиарщики; а где пиарщики, там и повод для сатиры.
Действие небольшого британского сериала "Абсолютная власть" происходит в лондонском пиар-агентстве "Прентисс Маккейб", которое обслуживает политиков и знаменитостей. Сериал начался на радио, заработал грандиозный успех у публики и в 2003 году состоялось его вторжение на телевизионный экран. В ролях "гениальных пиарщиков" Прентисса и Маккейба снялись известнейшие комики Стивен Фрай и Джон Бёрд. При этом для телесериала были написаны совершенно новые сценарии, в них появилось несколько новых постоянных персонажей, а круг клиентов агентства расширился за счет британских телевизионных знаменитостей.

Прентисс - великолепный беспринципный хищник, который стремится только к влиянию и богатству, - работает как главная движущая сила совместного предприятия. Маккейб остается в этой паре ведомым, зато отлично умеет реализовывать идеи, которые приносит его напарник. Пока они вдвоем, ни одна задача не кажется для них неразрешимой.

Хотя с переходом на экран Прентисс и Маккейб стали ориентироваться больше на пиар звезд, чем на политические махинации, некоторые их выходки все равно оказывались политически чрезмерно актуальными. Например, один из эпизодов пришлось подредактировать прямо перед эфиром, потому что реплику Прентисса можно было понять как шпильку в адрес эксперта по биологическому оружию Дэвида Келли, который незадолго до того был найден мертвым. Эфир другого выпуска, в котором один из родственников Бен Ладена пытается купить компанию British Airways, пришлось переносить на несколько недель из-за терактов в Лондоне.

Сериал продержался два сезона по 6 эпизодов каждый, а затем тихо угас из-за нехватки достойных сценариев. Тем не менее, дуэт Фрая и Бёрда даже за столь короткий срок успел пустить в политической теме такие прочные корни, что без упоминания этого проекта наш список остался бы вопиюще неполон.

Думали, я про вас забуду? Надежды снова не сбылись.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик, президент США

10

"Новости"
("The Newsroom", 2012 - 2014)
Прошло время, когда медиа только транслировали сюжеты.
Пришло время, когда медиа сами стали сюжетом.
Медиа зримо или незримо присутствуют во всех политических сериалах. Четвертая власть для одних политических сил она становится сильным оппонентом, другие пытаются ее приручить, третьи привычно воспринимают ее как стихию. Есть еще четвертые, пятые и шестые.

И есть сама пресса, которая тоже смотрит на политиков, их начинания и выходки под самыми разными углами зрения.

Сериал "Новости" стал одним из относительно удачных небольших (всего на три сезона) проектов уже знакомого нам создателя "Западного крыла" Аарона Соркина. Действие его происходит в вымышленной телекомпании Atlantis Cable News (ACN, чтобы вы не перепутали: Atlantis в английской - это Атлантида), которая в начале первого сезона переживает острый кризис. Ведущий новостей Уилл МакЭвой (в исполнении Джеффа Дэниелса) возвращается из отпуска в совершенно новую для себя команду, которой, ко всем прочим бедам, руководит его бывшая возлюбленная. Но личные проблемы профессионалов мировое информационное пространство не форматируют, поэтому когда приходят по-настоящему Большие Новости, именно они оказываются для нового редакционного состава поводом сплотиться и стать настоящей командой.

Для "Новостей" Соркин придумал довольно жесткий публицистический подход: все мировые события, которые становятся сюжетными моторами эпизодов и сезонов сериала, должны были быть настоящими. Зритель помнил, что видел передачи о них по телевизору, и знал, чем эти сюжеты закончатся, еще до того, как об этом узнавали персонажи, и это придавало сериалу одновременно и ощущение достоверности, и жесткий драматургический костяк. Кроме того, Соркин хотел показать противоречия современной информационной цивилизации - во втором сезоне он построил действие вокруг оказавшейся затем фальшивкой новости о том, что морская пехота США в 2009 году использовала в Афганистане отравляющий газ и получил возможность показать механизмы ответственности в современных медиа, а третий сезон был посвящен бурно развивающейся гражданской журналистике и тому, какую роль она сыграла после теракта на Бостонском марафоне.

Сериал насчитывает 25 серий, за три года своей истории он многократно номинировался на профессиональные и зрительсикие премии и некоторые даже выиграл (например, Джефф Дэниелс получил за свою роль "Эмми", а в 2012 году "Новостям" присудили профессиональную премию телекритиков как "Лучшему новому сериалу").

До выхода первого сезона "Карточного домика" оставался всего лишь год.


Не терплю то, что не могу использовать.
Фрэнк Андервуд
Карточный домик,Президент США


Текст: Сергей Бережной | Фото: Respected Producing Studious,
© 2016 Все права защищены. Информационное агентство ЛІГАБізнесІнформ