Игра на миллион: Как заработать в киберспорте

Как появился киберспорт, откуда в нем деньги, сколько зарабатывают игроки и станет ли киберспорт футболом будущего.

Краткая история киберспорта

1970-е
1970-е
Первым в мире соревнованием по компьютерной игре разные источники называют "Межгалактические олимпийские игры" в Стэнфордском университете. В 1972 году студенты соревновались в стрелялку Spacewar за главный приз - годовую подписку на журнал Rolling Stone.
1980-е
1980-е
Через 8 лет состоялся крупнейший на тот момент чемпионат по шутеру Space Invaders. В нем приняли участие более 10 000 человек со всей Америки. Это показало спрос на новый вид соревнований.
1980-е
1980-е
В середине 80-х видеоигры удалось вывести в массовую культуру благодаря появлению игровых приставок. Например, Nintendo Entertainment System (NES) взбодрила индустрию культовыми играми Pac-Man, The Legend of Zelda, Super Mario Bros. и Donkey Kong.
1990-е
1990-е
В 90-е появился интернет и проложил дорогу движению киберспорта. Игроки теперь могли соревноваться онлайн. Начали появляться игровые турниры, профессиональные лиги, образовывались федерации, проводились регулярные встречи участников самых популярных игр. А топовые команды выигрывали призы на общую сумму в сотни тысяч долларов.
2000-е
2000-е
В начале 2000-х большой толчок киберспорту дала Южная Корея. Там киберспорт стал безмерно популярным. Молодежь начала встречаться в компьютерных клубах, забив на торговые центры и футбольные стадионы. А в 1998 году вышла стратегия в реальном времени Starcraft и проложила киберспорту путь на ТВ. Специальные игровые кабельные телеканалы регулярно освещали соревнования по StarCraft и Warcraft III. А их выручка в 2007 году превысила $200 млн.
2010-е
2010-е
В 2018 году, по данным SuperData Research, доход мирового рынка киберспорта составил $1,5 млрд. В 2022 году по прогнозам он вырастет до $2,3 млрд.
Украинский игровой рынок, по данным Newzoo, заработал $161 млн в 2018 году. Но чтобы достичь этой цифры, украинским игрокам пришлось пройти долгий путь.
"В Украине киберспорт зарождался в подвалах компьютерных клубов. В начале 2000-х соревнования по видеоиграм проводились на голом энтузиазме. А призовых фондов хватало разве что на обед в недорогом кафе", - рассказали организаторы киберспортивного турнира The Kiev Major в своем видео "КиберКиев" об истории киберспорта в СНГ.

Украинские игроки тусовались на десятках мелких соревнований. А в 2001 году компания Samsung решила провести в Украине отбор на чемпионат мира по киберспорту World Cyber Games. Отборочные туры проходили по всей стране. Победителей ждала оплаченная поездка за границу, соревнование с иностранцами и огромный призовой фонд на сотни тысяч долларов.
После World Cyber Games в Украине начали появляться другие крупные чемпионаты. Например, ASUS Open в 2004 году, который проводился четыре раза в год. Это были системообразующие соревнования и они мотивировали украинских игроков развиваться.

В конце 2006 года в Украине и по всем странам СНГ начала стремительно набирать популярность игра Dota. А в 2011 украинская киберспортивная команда Natus Vincere выиграла рекордные $1 млн в чемпионате по Dota 2 - The International. Это привлекло внимание тысяч геймеров и спровоцировало бум чемпионатов по Dota 2.
Тогда же в Киеве появилась "лучшая киберспортивная арена Европы" Star Ladder, где 4 раза в год проводились турниры по CS:GO, Point Blank, Dota 2, League Of Legends, World of Tanks. "Чемпионаты "звездной" серии стали одними из самых престижных в мире. Киев стал столицей киберспорта в регионе", - говорится в "КиберКиев".

И уже в 2016 году компания Valve, создавшая игру Dota 2, решила впервые провести в украинской столице главное киберспортивное событие для всего СНГ - турнир по Dota 2 - The Kiev Major. Призовой фонд - $3 млн.
В каком же состоянии находится украинский киберспорт сейчас? Все намного лучше, чем было 10-15 лет назад, считает главред портала о киберспорте Gameinside Геннадий Веселков.

"У нас есть Национальная киберспортивная лига, Esports Ukraine (Украинская Федерация Электронного Спорта, которая организовывает чемпионаты Украины, энтузиасты, которые проводят много любительских турниров", - говорит он.

А также появляются компании, готовые инвестировать в украинские киберспортивные команды, добавляет полупрофессиональный игрок в Dota 2 и восемнадцатилетний капитан команды MT Gaming Егор Belony Довгий.

"Еще два года назад призовые фонды украинских турниров составляли 30 тыс. грн и за них соревновались 30 команд со всей страны. Но сейчас появилось много организаций, которые создают спортсменам условия для тренировок (спонсируют игроков, - Ред.)", - говорит он.
Нажми на "+", чтобы узнать больше:
Зачем компании инвестируют в профессиональные команды по киберспорту?
Схема очень похожа на футбол. Спонсоры платят игрокам зарплату и рассчитывают заработать на продаже рекламы, мерча среди фанатов (футболок, кепок, кружек, брелоков и другой атрибутики), получить часть денег, которые выигрывает команда.

За счет спонсорских пакетов организаторы турниров неплохо живут. Они продают рекламодателям внимание зрителей, количество которых постоянно растет. По данным Newzoo, в 2018 году у киберспорта было 395 млн зрителей. Так что производители компьютерной техники готовы выкладывать крупные суммы, чтобы стать спонсорами ведущих соревнований. И не только они.

Крупные компании других отраслей, как Mastercard, например, тоже выходят на этот рынок. После двух лет глубокого исследования индустрии киберспорта Mastercard в 2018 году стала первым глобальным спонсором крупнейшей в мире онлайн-игры League of Legends, ежемесячная аудитория которой составляет более 100 млн игроков. В рамках спонсорства Mastercard поддерживает три международных соревнования в этой дисциплине – League of Legends World Championship, Mid-Season Invitational и All-Star Event.

Зачем таким брендам киберспорт? Чтобы «достучаться» до аудитории, на которую практически не воздействуют стандартные маркетинговые инструменты. «Основной сегмент – это миллениалы и поколение Z, которые зачастую не смотрят телевизор, игнорируют билборды и блокируют рекламу в интернете. Причем геймеры и киберспортсмены – очень вовлеченная аудитория, особое сообщество, интересы которого сконцентрированы вокруг любимых игр, – объясняет директор по маркетингу Mastercard в Украине Наталья Байдала. – Наша маркетинговая платформа Priceless построена на связи бренда с эмоциями потребителей, их предпочтениями и увлечениями. Такая страсть, как киберспорт, объединяющая сотни миллионов людей по всему миру, резонирует с нашими ценностями. При этом киберспорт является очень технологичной и инновационной сферой, как и финтех».

Она добавляет, что в киберспорте большие перспективы и возможности для брендов. «Эта ниша предлагает много разных форматов интеграции: от простого упоминания или роликов до креатива на турнире или интеграции в саму игру, а также совмещение онлайн/оффлайн. Если бренду удастся правильно спланировать коммуникацию, которая бы учитывала интересы геймеров и зрителей, со временем это позволит построить прочные отношения с ними. В Украине мы активно заходим на эту территорию и в марте 2019 года объявили о начале сотрудничества с Esports Ukraine. Нашим первым совместным проектом стал Всеукраинский киберспортивный аматорский турнир UNIVERSITY MASTER CUP 2019, в котором студенческие команды со всей Украины соревновались в таких дисциплинах, как League of Legends, Dota 2 и CS:GO», - отметила Байдала.
Сколько платят игрокам?
Егор Довгий рассказал, что в командах, у которых есть спонсор, хорошие игроки неплохо себя обеспечивают.

Аматоры и полупрофессиональные игроки в Dota 2, которые участвуют и иногда побеждают в европейских и мировых чемпионатах среднего уровня, получают $1000-$1500 в месяц в Украине. Кроме стабильной зарплаты они могут также зарабатывать около $300 на стримах (когда игра транслируется на специальных платформах вроде Twitch) или за счет персональных рекламных контрактов.

Последнее - редкость. А организаций, которые спонсируют такие команды - три-четыре штуки на всю Украину, говорит Довгий.

Он продолжает, что профессиональные игроки, которых около 20 в стране, получают $5000-$7000 зарплаты, тысячи долларов со стримов своих игр и крупные призовые с турниров.
ТОП-5 богатейших игроков Украины
По данным Esports Ukraine, первая пятерка успешных игроков Украины представлена таким составом. Накопленные ими деньги включают только выигрыши на турнирах. Но это дает примерное представление о суммах, которые можно заработать, играя профессионально.
Resolut1on
Роман Фоминюк
1996 (22 года)
Dota 2
Выигрыш: $1,385,250
No[o]ne
Владимир Миненко
1997 (21 год)
Dota 2
Выигрыш: $1,371,603
Lil
Илья Ильюк
1995 (23 года)
Dota 2.
Выигрыш: $903,068
Dendi
Данил Ишутин
1989 (29 лет)
Dota 2
Выигрыш: $798,357
Zeus
Данил Тесленко
1988 (30 лет)
CS:GO
Выигрыш: $774,653
Всего, по данным Esports Ukraine, в Украине около 200 игроков, которые выигрывали от и больше $1000 в соревнованиях. Это ничтожно мало, учитывая, что заинтересованных в киберспорте, а значит заработке, геймеров в Украине около 2 млн. Но ресурс не учитывает, например, рекламных гонораров и других источников дохода.

Геннадий Веселков говорит, что сделать киберспорт своей профессией и зарабатывать - можно. Но сложно. Потому что пока киберспорт еще не на том уровне, чтобы просто хорошие игроки могли зарабатывать деньги. По-настоящему круто в этой сфере зарабатывают звезды. А их по всему миру всего лишь сотни. И чтобы стать супер-звездой нужен талант.

"Вся проблема в уровне самого геймера. Если он обладает хорошими навыками и может состязаться на достойном уровне, то заработок не станет для него больной темой. Однако, в иных случаях зарабатывать в киберспорте становится крайне тяжело", - говорит президент Esports Ukraine Иван Данишевский.

Огромный разрыв между аматорами и профессионалами - одна из главных проблем украинского киберспорта. Есть тысячи и десятки тысяч ребят, которые хотят профессионально играть, но не могут вырваться из своего окружения и повысить уровень из-за отсутствия финансирования.

Рекламодателям в первую очередь интересны звезды киберспорта, у которых много зрителей. Потому что на молодых ребятах нельзя быстро и много заработать.

"Хотелось бы больше внимания к аматорам. Именно из них потом вырастают звезды, известные на весь мир", - говорит Веселков. Он ставит в пример украинца Сашу Костылева, который начинал в любительском киберспорте, а стал лучшим игроком мира по CS:GO в 2018 году.
КЛЮЧЕВЫЕ УКРАИНСКИЕ ЦИФРЫ
4,7 млн
геймеров
450 000
игроков в CS:GO
2 млн
геймеров, заинтересованных в киберспорте
400
геймеров, которые выигрывали деньги
500 000
игроков в DOTA 2
9%
женщин-геймеров
17-25 лет
65% игроков этого возраста
284 грн
столько в среднем за месяц тратят на игры 71% игроков
Популярные в Украине дисциплины

Как стать успешным киберспортстменом?

По мнению Егора Довгого, в этом деле главное упорство и желание двигаться вперед, обучаясь на неудачах. Ведь из тысячи отличных игроков успеха добиваются только единицы.
"У многих опускаются руки. Но если у тебя достаточно желания, то кем-то ты определенно станешь. Если не топовым игроком, то тренером, комментатором или кем-то еще", - говорит Егор.

У него самого довольно стандартная геймерская история. Парень с 12 лет проводил по 10 часов в день за компом и "воевал" с родителями, которые "выдергивали шнуры" из розетки и всячески мотивировали парня взяться за учебу.

И лишь после того, как он начал выигрывать в турнирах, родители поняли, что это не просто игрушки. В частности после того, как в 2018 году 17-летний парень получил 20 000 грн за второе место в украинском турнире NON STOP ENERGY LEAGUE.
"У меня был плохой комп. Я сначала играл у друзей, а потом со слезами на глазах выпросил у папы денег на хороший компьютер", - рассказывает парень.

Сейчас киберспортсмен уделяет тренировкам 35-40 часов в неделю. Егор переехал в Киев и заканчивает первый курс университета. Но хочет перевестись на заочку, чтобы полноценно тренироваться. "Кто-то может играть 3-4 часа в день. Но игроки вроде меня играют в среднем по 6-8 часов в день, потому что хотят результата,"- отмечает он.

(на фото Егор с Данилом Ишутиным)
Его совет молодым геймерам-аматорам: "Если тебе 14-15 лет, просто хорошо играй, будь адекватным человеком, никого не посылай и тебя заметят", - говорит Егор.

В его истории так и случилось. Два года назад Егору в личку написал функционер киберспорта Иван Данишевский и предложил сотрудничество. Так и появилась команда MT Gaming.

(На фото Егор с Иваном Данишевским)
"Можно ли зарабатывать на жизнь в киберспорте? Все зависит от выбранной дисциплины. Как пример, в Dota 2 есть большое количество открытых квалификаций. Благодаря им у рядового геймера есть шанс показать себя и получить заветное место в хорошей команде. Помимо этого дисциплина богата небольшими соревнованиями, которые проходят каждый день и имеют солидные призовые.

Вся проблема в уровне игры этого самого геймера. Если он обладает хорошими навыками и может состязаться на достойном уровне, то заработок не станет для него больной темой. Однако, в иных случаях зарабатывать становится крайне тяжело."
Иван Данишевский
"Молодым игрокам я бы советовал попробовать себя в киберспорте на протяжении года. Если вы видите, что быстро прогрессируете, развиваетесь, ваши результаты растут, - можно продолжать. Если же за год вы не добрались выше середины общей массы играющих, скорее всего, вы не станете супер-звездой и не сможете заработать много денег.

Тогда стоит поискать другие пути своего развития. Тем более, что даже в околокиберспортивной сфере есть куча возможностей заработать - в организациях, которые проводят турниры, интегрируют бренды в киберспорт, занимаются продажами в киберспорте и т.д. Хотя это всегда выбор каждого"
Геннадий Веселков
ПОПУЛЯРНЫЕ В УКРАИНЕ ИГРЫ
В Украине быстро растет количество игроков в CS:GO. Сегодня у нас наибольшее количество команд в CS:GO за всю историю игры в стране. И все больше команд, по словам эксперта, выходит на профессиональный уровень, - рассказывает Веселков.

Что же касается другой популярной дисциплины - Dota 2, то по его оценке количество игроков в эту игру сокращается, а ее популярность - снижается. Может случится так, что Dota 2 в течение нескольких лет потеряет позиции в Украине.

"CS:GO в 3-4 раза превосходит Dota 2 по количеству киберспортсменов, которые тренируются и ставят перед собой цели. Они тренируются постоянным составом, ходят на турниры, разбирают ошибки, не имея спонсора и зарплаты. В Dota 2 таких значительно меньше", - отмечает эксперт.

В Украине также активно развивается игра в новом жанре "Королевская битва" - PlayerUnknown's Battlegrounds (PUBG).

По ней сейчас проходит много турниров и многие коллективы-любители пробуют попасть в профессиональный спорт. Игроки PUBG сейчас формируют стабильное комьюнити и есть шансы, что вскоре PUBG опередит Dota 2 по популярности, считает Веселков.

С ним не совсем согласен президент Иван Данишевский.

"В целом жанр немного начинает изживать себя. Волна популярности "королевской битвы" понемногу утихает. Вдобавок к этому имеем проблемы с самим форматом в 100 человек на одной карте. Подобное убивает игру как киберспорт: малая зрелищность, плохая смотрибельность и сложности в наборе составов", - отмечает Данишевский.

По его мнению, на фоне этого жанра киберспорт получает интересные дисциплины.
"Вполне может быть, что в будущем мы сможем наблюдать еще большее разнообразие индустрии на фоне популярности Battle Royale", - отмечает президент Esports Ukraine.




Нажми на "+", чтобы узнать больше:
Что такое "Королевская битва"
Королевская битва (англ. Battle Royale) — один из жанров массовых многопользовательских онлайн-игр, совмещающий в себе элементы симулятора выживания с режимом last man standing. "Королевская битва" сталкивает большое количество управляемых игроками персонажей с минимальным набором снаряжения на ограниченной карте; игроки должны искать на карте оружие и уничтожать противников, пока в игре не останется только один. Само название жанра восходит к роману «Королевская битва» японского писателя Косюна Таками и его экранизации .
Еще одним новым "тигром", который будет отвоевывать аудиторию у классических дисциплин, стала игра в жанре симулятора выживания Fortnite. Сейчас она имеет большую популярность в Украине.

Сама игра анимешная, динамичная, симпатичная и в нее играют очень молодые ребята, большинство из которых учатся в начальной и средней школе - до 15 лет.

"Это игра нового молодого поколения. И она рождает вопросы, потому что не понятно, как будет дальше развиваться CS и Dota. Все молодое поколение массово валит в Fortnite. Возможно, через несколько лет Fortnite будет номер один", - отмечает Веселков.
Станет ли киберспорт футболом будущего?
Конечно, сравнивать эти сферы в чистом виде трудно, потому что у них разные бизнес-модели. Права на футбол никому не принадлежат и потому он может умирать и возрождаться вечно с подачи энтузиастов. Права на игры принадлежат создателям игр. И если, гипотетически, создатель популярной в киберспорте игры закроет свой бизнес, никто не сможет продолжить дело и проводить турниры, не имея на это прав.

Однако в Esports Ukraine (Украинская Федерация Электронного Спорта) считают, что любой спорт рано или поздно приобретет кибер-вид, потому что весь мир электронифицируется и от этого никуда не деться.

"Гейминг - более зрелищный, масштабируемый, интересный. Он постоянно меняется, а значит угадает новые требования аудитории. Это спорт будущего. Не исключено, что классический футбол или баскетбол просто всем надоест", - говорит президент Esports Ukraine Иван Данишевский. И добавляет, что путь к этому неблизкий: он может длиться от 10 до 100 лет.

Геннадий Веселков вспоминает, как еще лет 20 назад верил, что киберспорт - это спорт будущего и он будет наравне с футболом по популярности. "Однако этого не случилось так быстро, как хотелось", - сетует он. По данным Newzoo, в 2018 году у киберспорта было 395 млн зрителей, а в 2021 году, по прогнозам, их количество вырастет до 580 млн. Тогда как прошлогодний чемпионат по футболу в общем посмотрели 3,5 млрд человек.

"Мне кажется, что совсем скоро киберспорт сравнится по зрителям с футболом. Но вопрос же в правильности подсчета. Есть те, кто хоть раз в год включил стрим. Если их брать в учет, то там уже под миллиард "зрителей". Мне хотелось бы учитывать именно тех, кто сознательно включает киберспортивный стрим, а таких меньше.", - подытожил Иван Данишевский.
Текст, верстка: Маша Ксендзик, Антон Кобылянский.
Фото - Depositphotos, igromania.ru, Андрей 'Xeo' Яценко - NaVi-Gaming.com, se7en.ws
Дата публикации: 11.09.2019 г.
© 2019 Все права защищены. Информационное агентство ЛІГАБізнесІнформ
Made on
Tilda