Погружение в Бабий Яр и цифровой двойник Киева
Как украинские айтишники оцифровывают историю
Коллаж: Алина Подлесная/LIGA.net

Погружение в Бабий Яр и цифровой двойник Киева

Как украинские айтишники оцифровывают историю
В 2020 году в Украине появилось сразу несколько больших проектов, которые в том или ином виде оцифровывают украинскую историю: культурные и исторические памятники, Холокост, Голодомор и т.д. Их технической реализацией занимались украинские компании.

Некоторые из проектов, о которых пойдет речь в материале, оказались новаторскими: их разработчиков уже пригласили принимать участие в похожих задумках в других странах.

Liga.Tech поговорила о технологической стороне проектов с компаниями, которые их создавали.
В 2020 году в Украине появилось сразу несколько больших проектов, которые в том или ином виде оцифровывают украинскую историю: культурные и исторические памятники, Холокост, Голодомор и т.д. Их технической реализацией занимались украинские разработчики.

Некоторые из проектов, о которых пойдет речь в материале, оказались настолько новаторскими, что их разработчиков уже пригласили принимать участие в похожих задумках в других странах.

Liga.Tech поговорила о технологической стороне проектов с компаниями, которые их создавали.
"Бабин Яр. Віртуальний спогад": трагедия в виртуальной реальности


"Бабин Яр. Віртуальний спогад" – проект Музея истории Киева под кураторством Виталия Нахмановича. Это проект о событиях Бабьего Яра, воссозданных в виртуальной реальности по материалам из архива музея и записям интервью очевидцев. Цель проекта – дать возможность зрителю погрузиться в атмосферу практически в роли участника событий.
"Бабин Яр. Віртуальний спогад": трагедия в виртуальной реальности

"Бабин Яр. Віртуальний спогад" – проект Музея истории Киева под кураторством Виталия Нахмановича. Это проект о событиях Бабьего Яра, воссозданных в виртуальной реальности по материалам из архива музея и записям интервью очевидцев. Цель проекта – дать возможность зрителю погрузиться в атмосферу практически в роли участника событий.

Технологической стороной проекта занималась украинская VR/AR-студия Sensorama Lab. У нее уже был опыт работы со сложными историческими темами, например, Чернобыль в виртуальной реальности – Chornobyl 360.

Трагедию показывают через несколько отдельных историй, которые формируют единое повествование. Зритель наблюдает за событиями в трехмерном формате и принимает непосредственное участие в роли разных персонажей – еврея, украинца, немца.

Истории охватывают период с момента объявления о сборе евреев и дороге в Яр (до подхода к Бабьему Яру) в 1941 году, до нынешних дней. На съемках были задействованы актеры и использовалась технология волюметрического (объемного) видео.

По словам CEO Sensorama Кирилла Покутного, VR-фильм о Бабьем Яре стал первым в Украине, где волюметрическое видео сделали с помощью объемной съемки. Обычно в 360-градусных видео транслируется статическая картинка. Зритель в шлеме может смотреть во все стороны, но не может перемещаться, - это три степени свободы. Волюметрическое видео позволяет перемещаться внутри объекта и дает шесть степеней свободы, объясняет Покутный преимущество технологии. "Это позволило запечатлеть сцены как части воспоминаний, объемные кусочки событий", – говорит он.

Для создания VR-видео о Бабьем Яре команда использовала технологию DepthKit американской компании Scatter и движок Unreal Engine с волюметрической моделью. Это ноу-хау в мире технологий. После выхода проекта DepthKit написали о нем пост, и теперь в Sensorama обращаются компании из разных стран за помощью в создании аналогичных продуктов.

Фильм о Бабьем Яре получил специальную награду (Honourable Mention) на фестивале виртуальной реальности GoEast еще до анонса в Украине.

Летом музей Киева начал бесплатно показывать фильм посетителями без громкого анонса. 3-4 декабря его наконец официально представили на фестивале Virtualite. По окончанию карантинных ограничений, проект будет представлен в Музее истории города Киева.


Где посмотреть: Музей истории Киева

Фото предоставлены Sensorama.
Технологической стороной проекта занималась украинская VR/AR-студия Sensorama Lab. У нее уже был опыт работы со сложными историческими темами, например, Чернобыль в виртуальной реальности – Chornobyl 360.

Трагедию показывают через несколько отдельных историй, которые формируют единое повествование. Зритель наблюдает за событиями в трехмерном формате и принимает непосредственное участие в роли разных персонажей – еврея, украинца, немца.

Истории охватывают период с момента объявления о сборе евреев и дороге в Яр (до подхода к Бабьему Яру) в 1941 году, до нынешних дней. На съемках были задействованы актеры и использовалась технология волюметрического (объемного) видео.

По словам CEO Sensorama Кирилла Покутного, VR-фильм о Бабьем Яре стал первым в Украине, где волюметрическое видео сделали с помощью объемной съемки. Обычно в 360-градусных видео транслируется статическая картинка. Зритель в шлеме может смотреть во все стороны, но не может перемещаться, - это три степени свободы. Волюметрическое видео позволяет перемещаться внутри объекта и дает шесть степеней свободы, объясняет Покутный преимущество технологии. "Это позволило запечатлеть сцены как части воспоминаний, объемные кусочки событий", – говорит он.

Для создания VR-видео о Бабьем Яре команда использовала технологию DepthKit американской компании Scatter и движок Unreal Engine с волюметрической моделью. Это ноу-хау в мире технологий. После выхода проекта DepthKit написали о нем пост, и теперь в Sensorama обращаются компании из разных стран за помощью в создании аналогичных продуктов.

Фильм о Бабьем Яре получил специальную награду (Honourable Mention) на фестивале виртуальной реальности GoEast еще до анонса в Украине.

Летом музей Киева начал бесплатно показывать фильм посетителями без громкого анонса. 3-4 декабря его наконец официально представили на фестивале Virtualite. По окончанию карантинных ограничений проект будет представлен в Музее истории города Киева.

Где посмотреть: Музей истории Киева

Фото предоставлены Sensorama.
Тустань: украинская средневековая крепость в виртуальной и дополненной реальности


Тустань – это оборонный комплекс ІХ-ХVІ столетия, остатки которого находятся в Сколевском районе Львовской области. Идея реконструкции объекта в цифровом виде принадлежит Василию Рожко – сыну ученого-краеведа Михаила Рожко.
Тустань: украинская средневековая крепость в виртуальной и дополненной реальности

Тустань – это оборонный комплекс ІХ-ХVІ столетия, остатки которого находятся в Сколевском районе Львовской области. Идея реконструкции объекта в цифровом виде принадлежит Василию Рожко – сыну ученого-краеведа Михаила Рожко.

Воплощением проекта занимался харьковский R&D-офис SoftServe. Работу над проектом начали в 2017 году, им занимались два инженера компании. Для создания объекта дополненной реальности сначала сняли физические размеры с оставшихся скал, в том числе с помощью дронов. Потом воссоздали скалы и крепость в дополненной реальности с точностью до миллиметра.

Эту разработку можно использовать для создания других AR-объектов, SoftServe готов делиться технологией.

Но крепость в дополненной реальности – это еще не все. SoftServe разработал VR-копию объекта. Для VR-приложения инженеры доработали модель и сделали так, чтобы она отображалась быстро не только в смартфоне, но и на компьютере в шлемах виртуальной реальности HTC Vive Pro и Unreal Engine.

В шлеме виртуальной реальности можно даже полетать над крепостью и скальным комплексом Камень на дельтаплане.

Этим проектом занимались не только разработчики. Помимо программиста, SoftServe привлек художника, историка, специалиста по дереву, аппаратному обеспечению и альпинистскому снаряжению. Разработка заняла около восьми недель.

SoftServe представлял разработку на конференциях в Украине. Но сейчас посмотреть на нее можно только в музее в Тустани. Проект включает в себя еще и комплекс для "полетов" – специальную конструкцию, которая создает ощущение полета.


Где посмотреть: AR-приложение для Android и iOS, VR-опыт – музей при Государственном историко-культурном заповеднике "Тустань".

Фото предоставлены SoftServe.
Воплощением проекта занимался харьковский R&D-офис SoftServe. Работу над проектом начали в 2017 году, им занимались два инженера компании. Для создания объекта дополненной реальности сначала сняли физические размеры с оставшихся скал, в том числе с помощью дронов. Потом воссоздали скалы и крепость в дополненной реальности с точностью до миллиметра.

Эту разработку можно использовать для создания других AR-объектов, SoftServe готов делиться технологией.

Но крепость в дополненной реальности – это еще не все. SoftServe разработал VR-копию объекта. Для VR-приложения инженеры доработали модель и сделали так, чтобы она отображалась быстро не только в смартфоне, но и на компьютере в шлемах виртуальной реальности HTC Vive Pro и Unreal Engine.

В шлеме виртуальной реальности можно даже полетать над крепостью и скальным комплексом Камень на дельтаплане.

Этим проектом занимались не только разработчики. Помимо программиста, SoftServe привлек художника, историка, специалиста по дереву, аппаратному обеспечению и альпинистскому снаряжению. Разработка заняла около восьми недель.

SoftServe представлял разработку на конференциях в Украине. Но сейчас посмотреть на нее можно только в музее в Тустани. Проект включает в себя еще и комплекс для "полетов" – специальную конструкцию, которая создает ощущение полета.

Где посмотреть: AR-приложение для Android и iOS, VR-опыт – музей при Государственном историко-культурном заповеднике "Тустань".

Фото предоставлены SoftServe.
"Зерна правды": интерактивный краудфандинг для музея Голодомора


"Зерна правды" – это проект для сбора благотворительных пожертвований на создание основной экспозиции музея Голодомора. Он был представлен 18 ноября 2020 года.
"Зерна правды": интерактивный краудфандинг для музея Голодомора

"Зерна правды" – это проект для сбора благотворительных пожертвований на создание основной экспозиции музея Голодомора. Он был представлен 18 ноября 2020 года.

Идея проекта – почтить память каждой жертвы. Когда кто-то жертвует деньги на платформе, на сайте подсвечивается еще одно зерно с именем человека, погибшего от голода. Информацию о жертвах взяли из мартиролога, составленного в 2008-2010 годах в рамках проекта "Национальная книга памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов в Украине".

Технической стороной проекта занималась украинская IT-компания SoftServe. "Задачей проекта было показать, что зерна такие же уникальные, как и история каждого человека. На первый взгляд они похожи, а на самом деле разные", – говорит PR-менеджер SoftServe Мария Кучеренко.

На сайте есть возможность запускать кампании амбассадоров проекта по сбору средств для музея. Этим уже воспользовались бизнес и публичные персоны.


Где посмотреть: сайт проекта

Фото: скриншоты с сайта проекта.
Идея проекта – почтить память каждой жертвы. Когда кто-то жертвует деньги на платформе, на сайте подсвечивается еще одно зерно с именем человека, погибшего от голода. Информацию о жертвах взяли из мартиролога, составленного в 2008-2010 годах в рамках проекта "Национальная книга памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов в Украине".

Технической стороной проекта занималась украинская IT-компания SoftServe. "Задачей проекта было показать, что зерна такие же уникальные, как и история каждого человека. На первый взгляд они похожи, а на самом деле разные", – говорит PR-менеджер SoftServe Мария Кучеренко.

На сайте есть возможность запускать кампании амбассадоров проекта по сбору средств для музея. Этим уже воспользовались бизнес и публичные персоны.


Где посмотреть: сайт проекта

Фото: скриншоты с сайта проекта.
"Мапа Реновації": цифровые двойники киевских памятников архитектуры


Общественная организация "Мапа Реновації" занимается сохранением архитектурного наследия Киева. Команда состоит из волонтеров, которые находят исторические и юридические данные о ценных сооружениях. А оцифровывает памятники архитектуры украинский проект EverScan.
"Мапа Реновації": цифровые двойники киевских памятников архитектуры

Общественная организация "Мапа Реновації" занимается сохранением архитектурного наследия Киева. Команда состоит из волонтеров, которые находят исторические и юридические данные о ценных сооружениях. А оцифровывает памятники архитектуры украинский проект EverScan.

Компания разработала уникальную технологию лазерного сканирования. Она популярна при создании цифровых двойников промышленных объектов. В Украине у EverScan, например, есть такие клиенты, как Метинвест, ДТЭК и др.

С помощью лазерного сканирования команда создает 3D-модель киевских памятников и отдает в общий доступ.

"Лазерное сканирование позволяет создать идеально точную модель здания. Если с ним что-то случиться, по этим облакам точек его можно будет легко восстановить и не потерять культурное наследие", – объясняет CEO EverScan Ярослав Покотило. По сути, это цифровые двойники.

EverScan планирует пойти дальше и сделать цифрового двойника всей украинской столицы.


Где смотреть: сайт "Мапа Реновації"

Изображения предоставлены EverScan.
Компания разработала уникальную технологию лазерного сканирования. Она популярна при создании цифровых двойников промышленных объектов. В Украине у EverScan, например, есть такие клиенты, как Метинвест, ДТЭК и др.

С помощью лазерного сканирования команда создает 3D-модель киевских памятников и отдает в общий доступ.

"Лазерное сканирование позволяет создать идеально точную модель здания. Если с ним что-то случиться, по этим облакам точек его можно будет легко восстановить и не потерять культурное наследие", – объясняет CEO EverScan Ярослав Покотило. По сути, это цифровые двойники.

EverScan планирует пойти дальше и сделать цифрового двойника всей украинской столицы.


Где смотреть: сайт "Мапа Реновації"

Изображения предоставлены EverScan.
Курганы в бельском заповеднике: открытие истории с помощью лидара


Около двух лет назад в джунглях Гватемалы ученые обнаружили остатки древнего архитектурного комплекса – более 60 000 построек цивилизации майя. Совершить открытие помогла технология лазерного лидарного сканирования.

Где смотреть: сайт "Історико-культурний заповідник «Більськ»‎"
Курганы в бельском заповеднике: открытие истории с помощью лидара

Около двух лет назад в джунглях Гватемалы ученые обнаружили остатки древнего архитектурного комплекса – более 60 000 построек цивилизации майя. Совершить открытие помогла технология лазерного лидарного сканирования.


Где смотреть: сайт "Історико-культурний заповідник «Більськ»‎"

Эта технология позволяет получать данные об удаленных предметах с помощью обработки сигнала отраженного света. Ему нипочем даже лесной покров.

BBC пишет, что некоторые археологи считают ее чуть ли не магической. В археологии она используется около трех-четырех лет, говорит Покотило из EverScan.

Украинским археологам повезло получить эту технологию в свое распоряжение. Она применяется в историко-культурном заповеднике "Бельск" в Полтавской области. Археологи полагают, что на его территории находится большое количество артефактов, датированных 3000-500 лет до н.э. Это тысячи курганов, в каждом из которых, предположительно, содержатся артефакты: украшения, орудия труда, оружие, которые имеют культурное и историческое значение.

Технологической частью занимается EverScan. Дрон с лидаром облетает и сканирует местность, а специалисты создают цифровую модель рельефа. Так археологи понимают, где именно находится захоронение.

Последний крупный курган обнаружили недавно 4 декабря 2020 года.

Затем в ход вступает георадар, который излучает электромагнитные волны. У слежавшейся, вырытой земли, остатков архитектуры, металла, человеческих останков разная плотность. По отражению волн можно определить характер объектов под грунтом и их размеры. Исследования местности с георадаром начнутся в теплое время года.

После этого в ход пойдет лазерное сканирование – та самая технология, с помощью которой Everscan сканирует фасады в Киеве и промышленные объекты. Оно заменит ручной труд археологов по зарисовке или фотографированию места находки.

Последним этапом будет прецизионное сканирование находок с точностью до восьми микрон (0,008 мм). Зачастую эта технология используется в авиастроительной, ракетостроительной, оружейной отрасли, где нужна высокая точность. Для археологии она не доступна в принципе из-за очень большой стоимости оборудования. Но у украинских археологов будет возможность создать цифровые копии артефактов и не бояться, что они будут украдены или утеряны, а выставить их в цифровой музей.

Аналогичные технологии EverScan применяет в проекте "Защитим память", который финансируется МИД Германии. Он занимается поиском захоронений и установкой памятников евреям и ромам, которые стали жертвами массовых расстрелов во время Второй мировой войны.

Сейчас поиски захоронений идут в районе Бердянска, где были массовые расстрелы в 1942-1943 годах. На этих местах немецкий фонд установит памятники погибшим.

Изображения предоставлены EverScan.
Эта технология позволяет получать данные об удаленных предметах с помощью обработки сигнала отраженного света. Ему нипочем даже лесной покров.

BBC пишет, что некоторые археологи считают ее чуть ли не магической. В археологии она используется около трех-четырех лет, говорит Покотило из EverScan.

Украинским археологам повезло получить эту технологию в свое распоряжение. Она применяется в историко-культурном заповеднике "Бельск" в Полтавской области. Археологи полагают, что на его территории находится большое количество артефактов, датированных 3000-500 лет до н.э. Это тысячи курганов, в каждом из которых, предположительно, содержатся артефакты: украшения, орудия труда, оружие, которые имеют культурное и историческое значение.

Технологической частью занимается EverScan. Дрон с лидаром облетает и сканирует местность, а специалисты создают цифровую модель рельефа. Так археологи понимают, где именно находится захоронение.

Последний крупный курган обнаружили недавно 4 декабря 2020 года.

Затем в ход вступает георадар, который излучает электромагнитные волны. У слежавшейся, вырытой земли, остатков архитектуры, металла, человеческих останков разная плотность. По отражению волн можно определить характер объектов под грунтом и их размеры. Исследования местности с георадаром начнутся в теплое время года.

После этого в ход пойдет лазерное сканирование – та самая технология, с помощью которой Everscan сканирует фасады в Киеве и промышленные объекты. Оно заменит ручной труд археологов по зарисовке или фотографированию места находки.

Последним этапом будет прецизионное сканирование находок с точностью до восьми микрон (0,008 мм). Зачастую эта технология используется в авиастроительной, ракетостроительной, оружейной отрасли, где нужна высокая точность. Для археологии она не доступна в принципе из-за очень большой стоимости оборудования. Но у украинских археологов будет возможность создать цифровые копии артефактов и не бояться, что они будут украдены или утеряны, а выставить их в цифровой музей.

Аналогичные технологии EverScan применяет в проекте "Защитим память", который финансируется МИД Германии. Он занимается поиском захоронений и установкой памятников евреям и ромам, которые стали жертвами массовых расстрелов во время Второй мировой войны.

Сейчас поиски захоронений идут в районе Бердянска, где были массовые расстрелы в 1942-1943 годах. На этих местах немецкий фонд установит памятники погибшим.

Изображения предоставлены EverScan.
3D-модель Бабьего Яра
40-х годов: союз истории, криминалистики и высоких технологий


Рельеф Бабьего Яра сегодня отличается от того, каким он был во времена Второй мировой войны.
3D-модель Бабьего Яра 40-х годов: союз истории, криминалистики и высоких технологий

Рельеф Бабьего Яра сегодня отличается от того, каким он был во времена Второй мировой войны.

Мемориальный центр Холокоста "Бабий Яр" взялся за поиск реальных мест, где происходили массовые расстрелы евреев в конце сентября 1941 года.

Уникальность проекта в том, что работа велась на стыке истории, криминалистики и высоких технологий.

Исследованием занимается международная команда экспертов: исторический консультант Мемориального Центра, бывший сотрудник отдела военных преступлений полиции Лондона Мартин Дин (США), украинский историк, старший советник по историческим вопросам Мемориального центра Александр Круглов и специалисты Центра пространственных технологий.

Чтобы воссоздать ландшафт Бабьего Яра времен Второй мировой и найти реальные места событий, команде нужно было объединить работу архитектора, специалиста в 3D-моделировании и реконструкции, историка, следователя и д.р.

Это уникальный подход даже по меркам мировой практики, отмечает директор Центра пространственных технологий Максим Рохманийко. Но в мире работают и другие группы, которые занимаются расследованием военных преступлений или преступлений против человечества. Например, лондонская Forensic Architecture, которая в Украине делала проект, посвященный событиям в Иловайске.

За основу работы исследователи взяли снимки немецкого военного фотографа Йоханнеса Хеле, который запечатлел, как советские военнопленные закапывают тела жертв. Чтобы найти точные места, где были сделаны фотографии, команда опиралась на исследования историков, использовала фотографии Киева 1924 года, аэрофотоснимки 1943-го и последующих годов. Также помогали детали разных снимков самого Хеле, ведь он снимал место трагедии с разных ракурсов (они есть онлайн, на 3D-модели).

Например, установить, что основные расстрелы происходили именно в западном отроге Бабьего Яра, помогло одинокое дерево, росшее вверху на косогоре на стыке западного отрога и центрального русла урочища.

Чтобы определить точные места относительно сторон света и время съемки исследователи обращали внимание даже на тени на фотографиях.

Серия аэрофотоснимков помогла выяснить, что трагедия происходила недалеко от песчаного карьера, где евреев заставляли раздеваться. Исследователи опознали карьер по характерному перемещению грузовиков.

Отталкиваясь от собранных данных, Центр пространственных технологий создал 3D-модель Бабьего Яра образца 1941-го. Работа над ней ведется с февраля 2020 года. В целом модель уже готова, сейчас идет детализация и доработка.

Ее планируют полностью достроить и сделать доступной для массового пользователя к 80-летию трагедии в 2021 году. Сейчас команда с помощью машинного обучения учит нейросеть обрабатывать слова очевидцев и находить локации из их свидетельств.


Где посмотреть: сайт Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр".

Изображения: 3D-модель Бабьего Яра – Центр пространственных технологий, фото – Йоханнес Хеле.
Мемориальный центр Холокоста "Бабий Яр" взялся за поиск реальных мест, где происходили массовые расстрелы евреев в конце сентября 1941 года.

Уникальность проекта в том, что работа велась на стыке истории, криминалистики и высоких технологий.

Исследованием занимается международная команда экспертов: исторический консультант Мемориального Центра, бывший сотрудник отдела военных преступлений полиции Лондона Мартин Дин (США), украинский историк, старший советник по историческим вопросам Мемориального центра Александр Круглов и специалисты Центра пространственных технологий.

Чтобы воссоздать ландшафт Бабьего Яра времен Второй мировой и найти реальные места событий, команде нужно было объединить работу архитектора, специалиста в 3D-моделировании и реконструкции, историка, следователя и д.р.

Это уникальный подход даже по меркам мировой практики, отмечает директор Центра пространственных технологий Максим Рохманийко. Но в мире работают и другие группы, которые занимаются расследованием военных преступлений или преступлений против человечества. Например, лондонская Forensic Architecture, которая в Украине делала проект, посвященный событиям в Иловайске.

За основу работы исследователи взяли снимки немецкого военного фотографа Йоханнеса Хеле, который запечатлел, как советские военнопленные закапывают тела жертв. Чтобы найти точные места, где были сделаны фотографии, команда опиралась на исследования историков, использовала фотографии Киева 1924 года, аэрофотоснимки 1943-го и последующих годов. Также помогали детали разных снимков самого Хеле, ведь он снимал место трагедии с разных ракурсов (они есть онлайн, на 3D-модели).

Например, установить, что основные расстрелы происходили именно в западном отроге Бабьего Яра, помогло одинокое дерево, росшее вверху на косогоре на стыке западного отрога и центрального русла урочища.

Чтобы определить точные места относительно сторон света и время съемки исследователи обращали внимание даже на тени на фотографиях.

Серия аэрофотоснимков помогла выяснить, что трагедия происходила недалеко от песчаного карьера, где евреев заставляли раздеваться. Исследователи опознали карьер по характерному перемещению грузовиков.

Отталкиваясь от собранных данных, Центр пространственных технологий создал 3D-модель Бабьего Яра образца 1941-го. Работа над ней ведется с февраля 2020 года. В целом модель уже готова, сейчас идет детализация и доработка.

Ее планируют полностью достроить и сделать доступной для массового пользователя к 80-летию трагедии в 2021 году. Сейчас команда с помощью машинного обучения учит нейросеть обрабатывать слова очевидцев и находить локации из их свидетельств.


Где посмотреть: сайт Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр".

Изображения: 3D-модель Бабьего Яра – Центр пространственных технологий, фото – Йоханнес Хеле.
Дата: 16.01.2021

Автор: Нина Глущенко
Верстка: Анна Андреева
Фото: Sensorama, SoftServe, скриншоты с сайта Зерна правды, EverScan, bilsk.com.ua, Центр пространственных технологий, Йоханнес Хеле
© 2021 Все права защищены.
Информационное агентство ЛИГАБизнесИнформ
[email protected]
Made on
Tilda